Оборудование помещений для трудового обучения

Набор оборудования для учебно-производственных мастерских должен обеспечивать выполнение программ трудового обучения. Он выбирается в соответствии с профилем подготовки учащихся в школе, УПК, СПТУ. Оборудование рабочих мест в учебно-производственных мастерских принимается из расчета деления класса на уроках труда на две группы.
Купить канат для лазания и канат для перетягивания..
Традиционное перетягивание каната в Пушкарь в Раджастане

Оборудование размещают с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма.

Столярная мастерская оборудуется верстаками и станками по обработке дерева (токарный, сверлильный и др.). Устройство столярных верстаков с изменяющейся высотой в пределах 5 см обеспечивает приспособление для учащихся двух групп по росту. Для старших школьников рекомендуются 2—3 столярных верстака с высокой 91 см.

Циркулярная пила в1 целях безопасности труда учащихся должна находиться вне мастерской. Она предназначена для работы на ней только мастера.

С учетом гигиенических, педагогических требований и правил по технике безопасности расстояние между столярными верстаками в переднезаднем направлении должно быть не менее 80 см, а между рядами — 1,2 м.

Слесарные мастерские оборудуют верстаками и станками (токарно-винторезный, настольно-сверлильный, заточный и др.). Высота слесарных верстаков до губок тисков в соответствии с тремя ростовыми группами учащихся предусматривается 80, 87 и 95 см и достигается изменением высоты тисков или применением подставок для ног. К задней стенке слесарных верстаков или к тискам крепится защитный экран в виде металлической сетки или оргстекла.

При ручной обработке металла амплитуда рабочих движений учащихся меньше, слесарные инструменты и обрабатываемый материал имеют меньшие размеры. Это позволяет использовать многоместные слесарные верстаки. Обязательно строгое соблюдение расстояния между тисками не менее 1 м, при ширине верстака 1,5 м между рядами должен быть проход шириной также 1 м. Расставляя слесарные верстаки, следует учитывать большое затенение рабочей поверхности при левосторонней направленности естественного света вследствие особенностей рабочей позы учащихся. Поэтому слесарные верстаки должны располагаться перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении (рис. 10) или под углом 30—45°.

Рис. 10. Расстановка оборудования в мастерской по обработке металла (схема).

1—стол учителя; 2— стул учителя; 3 — классная доска; 4 — встроенные шкафы; 5 — умывальники; 6 — ящики для отходов; 7 — секционные шкафы; 8—электроточило; 9— стоя; 10 — табуреты; 11 — слесарные столы с тисками; 12— сверлильные стайки по металлу; 13——стол с разметочной плитой; 14 — токарные станки; 15 — стол для Пайки; 16 — Стеллаж.

Аналогичная правосторонняя направленность света рекомендуется и для токарных станков при перпендикулярном их расположении по отношению к окнам. Лучший вариант — расстановка токарных и фрезерных станков под углом 30—45° к окнам.

В кабинете по обработке тканей расставляют двухместные ученические столы. Рабочие места, оборудованные швейными машинами, размещают попарно ближе к окнам. Между рабочими местами и машинами внутри ряда расстояние должно быть 65 см.

Раскрой ткани проводится на 2—3 сдвинутых вместе рабочих столах. При обработке тканей естественная освещенность левосторонней направленности.

В кабинете кулинарии расставляют оборудование для кулинарных' работ (плита, холодильник, мойка, шкаф для посуды). В качестве разделочных используют столы с гигиеническим покрытием. На уроках их расстановка может меняться в зависимости от темы занятий. В кабинетах обслуживающих видов труда мебель должна быть трех размеров: для начальных классов — группы А, Б и В, для 5—9-х классов — Б, В, Г.

Трудовое обучение учащихся 8—10-х классов на базе учебно-производственного комбината предусматривает теоретические занятия в специальных кабинетах и производительный труд. Распределение ученических столов в специальных кабинетах аналогично распределению их в кабинетах для старших классов школы, но с учетом меньшей наполняемости группы — 30 человек, а в сельских УПК —- 20—25 человек. При оборудований мастерских "УПК, СПТУ учитывают наполняемость групп, существующие нормы площади на одного учащегося в зависимости от профиля обучения: для токарей — 6 м2, для фрезеровщиков и шлифовщиков — 9—12 м2, для электросварщиков — 7,5 м2, для слесарей-инструментальщиков, сборщиков, ремонтников — 4 м2.

Инструментарий. Инструментарий1, которым пользуются учащиеся в учебно-производственных мастерских, по размерам и массе должен соответствовать антропометрическим данным и физическим возможностям. Использование инструментов, предназначенных для взрослых, приводит к быстрому утомлению, затрудняет формирование трудовых навыков, является причиной травматизма. Поэтому на занятиях по трудовому обучению следует пользоваться специальным инструментарием в соответствии с Гигиеническими требованиями к размерам инструментов для школьных учебных мастерских, утвержденными Министерством просвещения СССР.

Рекомендуются инструменты двух размеров: № 1—для 11-12-летних и .№ 2-^ для 13—14-летних. С 15 лет учащиеся могут пользоваться инструментами для взрослых, так как к этому возрасту заканчиваются рост костей верхних конечностей и формирование кисти.

К инструментам и инвентарю кабинета кулинарии предъявляют особые санитарно-гигиенические требования. Контролируют условия хранения и сроки реализации сырых и готовых продуктов, наличие промаркированных разделочных досок, условия мытья посуды, состояние и хранение уборочного инвентаря и др.

При работе школьников на учебно-опытном участке или сельскохозяйственных работах садово-огородный инвентарь по массе и размерам должен соответствовать пропорциям тела и возрастным возможностям. Ведра и лейки используют меньшей емкости — 4 и 6 л. Дети 8—9 лет пользуются 4-литровыми лейками, но воды наливают на 1,5 л меньше, чем дети 11 —13 лет.

Для учащихся различного возраста установлены определенные основные размеры лопат (табл. 26).

Таблица 26: Размеры лопат для учащихся

Грабли железные и деревянные рекомендуются двух размеров: для учащихся младшего школьного возраста — 8-зубцовые железные и 7-зубцовые деревянные а для учащихся среднего и старшего возраста — 10-зубцовые железные и 9-зубцовые деревянные. Мотыги применяются также двух размеров: размер бойка для школьников младших классов 100X90 мм, для учащихся средних и старших классов — 125Х ХЮ0 мм. Ручки делают овальными, чтобы было удобно держать мотыги.

Длина мотыги должна соответствовать росту учащихся: для школьников младшего возраста длина ручки не должна превышать ПО см, а для учащихся среднего и старшего возраста — 140 см. Кроме того, необходимо, чтобы масса используемых детьми младшего школьного возраста лопат, мотыг, метел, щеток, граблей не превышала 400—600 г.

При переноске тяжестей на носилках учащиеся должны согласованно двигаться, одновременно высыпать груз. Общая масса груза вместе с носилками для школьников младших классов при переносе двумя учащимися не более 6—8 кг, для детей и подростков старшего возраста — 12—16 кг.

Оборудование спортивного зала. Оборудование для физического воспитания детей и подростков составляет довольно большой перечень предметов, часть из которых стационарная, часть переносные. Наиболее важные предметы оборудования: гимнастические стенка, бревно, «конь», «козел», шесты и канаты для лазания, брусья и др. Разработаны типовые перечни основного спортивного оборудования и инвентаря различных размеров с учетом возрастных возможностей детей.

Выполнение упражнений на снарядах, не отвечающих возрастным возможностям, может оказать неблагоприятное влияние на связочно-мышечный аппарат, дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы, может привести к нарушению осанки, травмам и несчастным случаям.

Материал для изготовления спортивного инвентаря, конструкция и отделка оборудования должны быть прочными, выдерживать большую нагрузку. Поверхность снарядов делают гладкой, без вмятин, трещин, заусениц, острые углы и кромки закругляют. Такая отделка снарядов позволяет легко поддерживать их в чистоте, предохраняет от ушибов, заноз и ранений.

Все спортивные снаряды и оборудование должны быть в исправности и надежно закреплены. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту требуют, чтобы была проверена надежность установки оборудования и результаты проведенных испытаний отмечены в специальном журнале. Учитель по физической культуре или лица, проводящие занятие, несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья занимающихся.


Купить канат для лазания и канат для перетягивания..